Конфликты в деятельности юриста

В каждой профессии есть свои нравственные проблемы. Но среди всех профессий можно выделить группу таких, в которых они возникают особенно часто, которые требуют повышенного внимания к нравственной стороне выполняемых функций.

С точки зрения профессиональной морали юриста прежде всего крайне важно разобраться в диалектике нравственных отношений:

• нравственные отношения юристов к своей деятельности (объекту, целям, средствам, методам, формам и результатам);

• нравственные отношения между самими юристами как субъектами этой деятельности;

• нравственные отношения юристов к гражданам в быту и в неслужебное время.

Нравственные отношения — это социально значимые взаимоотношения между людьми, определяющие понимание смысла их бытия и являющиеся каналами их духовного общения, регуляции поведения и передачи нравственного опыта. Нравственные отношения, складываясь в процессе деятельности, существуют в виде совокупности определенных зависимостей и связей, являющихся условием осуществления этой деятельности.

По сфере реализации нравственные отношения можно разделить на отношение к труду и к людям в процессе труда.

По объекту проявления общественные отношения дифференцируются на общественно-политические, правовые, научные, педагогические, правоохранительные, художественные, семейно-бытовые и прочие виды.

Касаясь непосредственных отношений профессиональных юристов, следует подчеркнуть, что если все средства профессиональной деятельности имеют законный и нравственный характер, то и результат будет нравственным:

• по отношению к гражданам — это предотвращение преступления;

• по отношению к преступникам — это установленная по делу истина, справедливое наказание;

• по отношению к обществу — это искоренение преступности, утверждение законности и справедливости.

Специфика профессиональной морали юриста является результатом преломления общих принципов и норм морали в служебной деятельности и внеслужебном поведении и выражается:

· в специфике труда юриста и обусловливает детальную регламентацию всех сторон его жизни и быта (здесь нормы поведения являются строго обязательными и определенными);

· моральные нормы в условиях правоохранительной деятельности юридически оформлены, подкрепляются твердыми законоположениями, установленными государством;

· нормы и принципы профессиональной морали юристов носят повелительный характер;

· действия юристов должны быть справедливыми и понятными окружающим людям, должны быть непримиримыми к нарушениям законности и антигуманности.

· при контактировании юристов с людьми нередко происходит проникновение в подробности их духовной и личной жизни, что требует особенно тонких средств индивидуального подхода к людям, наличия определенной нравственной культуры.

Юрист должен обладать в максимальной степени объективностью, при применении права он должен смотреть на то или иное событие с точки зрения закона, отрешившись от своих личных симпатий и антипатий, близости и родства, рассматривая дело с позиций нравственности и справедливости.

Профессиональная мораль юристов носит нормативный характер. Она имеет правовую основу, отражающую цели, принципы и средства данного вида деятельности, где правовая основа представлена законодательными актами, регулирующими деятельность сотрудников и отражающими нормы профессиональной морали юриста.

Принцип справедливости для юриста означает, что каждый совершивший преступление должен быть подвергнут справедливому наказанию и не один невинный не должен быть осужден.

Субъективную же сторону профессиональной морали представляет профессионально-нравственное сознание, которое возникает, формируется и развивается одновременно с формированием профессионально-нравственной деятельности как отражение ее процесса и результата в данном виде деятельности.

Выбор– это всегда признание приоритета (предпочтения) одной ценности перед другой. В одних случаях обоснование выбора и сам выбор не вызывают затруднений, в других он связан с острейшей борьбой мотивов. Такие ситуации обычно называют нравственными конфликтами.

Моральный конфликт – есть ситуация, в которой субъект деятельности поставлен перед необходимостью сделать выбор одной из двух взаимно исключающих форм поведения, или одной из двух моральных ценностей.

Нравственный конфликт–это столкновение моральных норм в индивидуальном или общественном сознании, связанное с борьбой мотивов и требующее морального выбора.

Данные конфликты возникают при наличии противоположной направленности мотивов, когда субъекту приходится мысленно «взвешивать» общественную необходимость, выраженную в требованиях долга, и личные планы, рационально осознанные мотивы и идущие вразрез с ними желания, когда возникает колебание между выбором близких и дальних целей, когда человека тревожит выбор между большим и меньшим и т.д.

Особенность нравственного конфликта состоит в том, что в сложившейся ситуации выбор любого поступка как следование той или иной норме морали ведет к нарушению другой нормы. Сложность здесь состоит не столько в том, что человек может не знать некоторых нравственных норм и потому не в состоянии сделать выбор, а также не в том, что он не желает выполнять требования морали, сколько в необходимости разрешить столкновение этих требований.

Среди конфликтов, имеющих профессиональное значение для юристов следует обратить внимание на внешние и внутренние конфликты. Внешние конфликты проявляются как острые нравственные противоречия между людьми (личность — общество, личность — группа, личность — личность, группа — группа, группа — общество). Они выражают расхождение направленности ценностных ориентации отдельных личностей, социальных групп и общества.

Природа внутренних конфликтов иная. Их источником является сложность, разнохарактерность самих мотивов личности, находящихся в подчинении и соподчинении друг другу. Выбор поведения человека при разрешении такого конфликта во многом зависит от направленности личности, ее ориентации на те или иные ценности.

Юристы, ориентирующиеся на правовые ценности, при столкновении различных норм в первую очередь будут исходить из требований законов и приказов. Человек, для которого высшими ценностями являются нормы нравственности, при разрешении конфликта будет ориентироваться на соблюдение принципов справедливости и гуманизма, он не сможет поступиться своими нравственными убеждениями ради чьих бы то ни было интересов. Тип личности, ориентирующийся на профессиональные ценности, как правило, отдаст предпочтение служебной целесообразности. Основным мотивом деятельности такого сотрудника является служение государству, профессио­нальный долг. Прагматик при разрешении конфликта на первое место поставит наиболее эффективное достижение стоящих перед ним целей. Сотрудник, в характере которого преобладают исполнительские черты, будет ориентироваться на указания руководства.

Понятно, что направленность личности характеризует типичное поведение человека. Но правоохранительная деятельность нередко связана с чрезвычайными, нестандартными ситуациями, которые могут влиять на поведение людей, приводя к нетипичным для них поступкам. Очевидно, что при любой направленности личности, при наличии тех или иных предпочтений, в любых ситуациях сотрудник правоохранительных органов в первую очередь должен исходить из интересов личности, общества и государства, на защите которых он стоит. Приоритеты добра, справедливости, профессионального долга должны служить основой при разрешении любых служебных ситуаций, какими бы сложными и конфликтными они ни были.

Разрешение внутреннего конфликта может явиться в ряде случаев поводом к возникновению внешнего. Так, принятие человеком решения сотрудничать с правоохранительными органами на негласной основе может быть, например, результатом разрешения внутреннего конфликта между страхом разоблачения в той среде, в которой ему приходится работать, и осознанием необходимости такого сотрудничества в пользу последнего, что может привести к возникновению внешнего противоречия (конфликта) между негласным помощником и средой его деятельности (если эта среда имеет противоположную моральную направленность).

Особенность деятельности сотрудника правоохранительных органов состоит в том, что иногда ему приходится работать в преступной среде, скрывая свою принадлежность к государственным структурам. В этих ситуациях в сознании человека одновременно сосуществуют две нравственные системы — одна, которую он разделяет сам, и другая, которую разделяет преступная среда и в соответствии с которой он должен строить свое поведение в этой среде. Вспомните хотя бы случай из кинофильма «Место встречи изменить нельзя», когда сотрудник уголовного розыска Шарапов внедряется в банду «Черная кошка». Здесь конфликт порожден, с одной стороны, собственными нравственными установками Шарапова, с другой — ситуацией, которая диктует ему определенный тип поведения.

В сознании человека в таких ситуациях одновременно конфликтно взаимодействуют различные системы моральных ценностей. С этой точки зрения, данный конфликт может быть назван внутренним. Однако специфика внутреннего конфликта состоит в том, что для него характерна борьба норм, ценностей, мотивов, признаваемых личностью в качестве верных. Для внешнего конфликта, напротив, характерно отрицание правильности противоположных убеждений, взглядов, ценностей, идей. Сотрудник, работающий в чуждой среде, вынужден скрывать свое конфликтное отношение к той системе моральных ценностей, которая господствует в этой среде. Такое положение вызвано не ситуацией морального выбора (выбор сотрудником уже сделан), а особенностями оперативной работы. Поэтому данный конфликт можно назвать скрытой формой внешнего конфликта.

Форм проявления моральных конфликтов в правоохранительной деятельности существует множество. Они обусловлены конкретными особенностями того или иного направления этой деятельности, специфическими условиями, в которых осуществляется эта деятельность, социально-психологическими характеристиками участников конфликта и другими обстоятельствами.

Развитие конфликта приводит к его разрешению, то есть выбору определенного варианта поступка или поведения. Здесь важно помочь человеку определить правильную позицию, лежащую в основе принимаемого им решения. Причем эта позиция будет тем более прочной, чем более осознаваемые человеком моральные требования превращаются в его убеждения. Этот вопрос имеет практическое значение для правоохранительной деятельности, в частности для работы с негласными помощниками. Негласный помощник может осознавать правильность принятого им решения сотрудничать с правоохранительными органами, иметь верное представление о моральной стороне этого решения, сознательно и добровольно выполнять задания оперативного работника и при этом субъективно, психологически не чувствовать внутреннего удовлетворения от своего поведения. Так бывает, когда осознание своего поведения не превратилось в устойчивые убеждения, чувства, привычки. Негласный помощник может совершать правильные поступки и мотивировать их, но это не всегда мотивация убеждения. Воля к самопринуждению, чувство долга – это тоже высокие мотивы положительного поведения, но все-таки ставить их на один уровень с мотивацией убеждения, которая характеризует высший тип нравственного поведения, нельзя.

В литературе предпринимаются попытки выработать рекомендации, способствующие преодолению и разрешению нравственных конфликтов. В качестве общего принципа при этом выдвигается положение об иерархии нравственных ценностей, системе предпочтений (общественный долг, например, рассматривается как более высокий по сравнению с частным).

Аксиомой в разрешении моральных конфликтов нередко является положение о приоритете общественного интереса перед частным. К сожалению, в действительности это положение понимается и реализуется подчас весьма упрощенно и грубо, когда личный интерес противопоставляют общественному. В этом случае конфликтную ситуацию нередко разрешают простым принесением интересов отдельной личности в жертву общему интересу, не замечая при этом, что ситуация при более тщательном анализе обнаруживает, может быть, несколько более сложный способ своего разрешения, но зато такой, при котором реализация общего интереса не потребует каких-то жертв от индивида, когда человек воспринимает общественный интерес как свой личный.

Подчинение личного общественному — это крайний, хотя и довольно часто встречающийся вариант разрешения тех ситуаций, в которых другого выхода быть не может. Вспомним, что известный немецкий философ И.Кант истинно нравственным человеком называл того, кто действует вопреки своим личным интересам и желаниям. И все же для оптимального выхода из конфликтной ситуации необходимы не только готовность личности звать собственными интересами, но и усилия общества удовлетворению интересов личности. Только в таком диалектическом единстве общественного и личного и возможен правильный моральный выбор.

Как уже отмечалось, в морали сконцентрирован громадный социальный опыт человечества, но преимущественно на эмоционально-интуитивном уровне. Для морали существенное значение имеет расхождение между сущим и должным. Из этого особого соотношения следует возможность конфликта между требованиями окружающей действительности, принципами и нормами морали. Указанная особенность морали имеет принципиальное значение для анализа сложившихся форм взаимодействия права и морали, правового и нравственного сознания, для понимания сущности и причин нравственных конфликтов в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Моральные конфликты могут быть личностными и межличностными. В числе наиболее распространенных причин и условий, способствующих возникновению конфликтов в деятельности сотрудников органов внутренних дел, выделяются следующие:

1. Наличие норм права, противоречащих господствующей морали (например, наличие смертной казни противоречит моральному принци­пу гуманизма).

2. Ситуативно возникающие противоречия между правом и моралью (например, не имея права на управление автотранспортом, сле­дователь или иное лицо доставили потерпевшего с места происшествия в медицинское учреждение).

3. Коллизии (от лат.collisiо — столкновение) законности и кажущиеся целесообразности. Здесь возможны такие варианты:

а) существует мнение о том, что якобы отступление от норм права способствует раскрытию преступления (например, применение следователем психологического нажима, обмана заставляет подозреваемого давать правдивые показания), но при этом не учитывается, как минимум, тот побочный отрицательный результат, который наступает в подобных ситуациях и ведет к снижению престижа правоохранительных органов;

б) неумение применять нормы права препятствует раскрытию пре­ступления. Не умея собрать нужные доказательства следовать или лицо, производящее дознание, нередко любыми средствами домогаются признания подозреваемого или прекращают дело, поскольку не видят иного выхода;

в) формальное стремление обеспечить реализацию, норм права приводит к нарушению прав граждан. Например, вынесение следователем постановления по уголовному делу, в результате чего становятся известны факты семейной жизни гражданина, не подлежащие огласке.

4. Противоречие между нравственным идеалом и уровнем профессионального сознания. Например, «регулирование» статистической отчетности как результат давления со стороны руководителей, обла­дающих недостаточно высоким уровнем профессионального правосо­знания.

5. Противоречия между профессиональным долгом сотрудника и низким уровнем морального сознания. Долг, например, обязывает стремиться к объективности, справедливости, а сотрудник обладает такими качествами, как пристрастность, неверие в человека, повышенная подозрительность.

6. Конфликт целей в их иерархии, который решается путем отдачи предпочтения ближайшей цели. Так, в ситуации, требовавшей принять решение по факту пропажи золотых часов у одного из пассажиров автобуса, 47% следователей и 60% начальников горрайорганов высказались за проведение обыска всех пассажиров, что в данном случае является нарушением их законных прав.

В связи с наличием этих и других противоречий возникает необходимость в выработке своего рода нравственных стандартов, критериев поведения, которые позволяли бы уменьшить возможность принятия аморальных, а, нередко, и незаконных решений.

В качестве одного из средств не только разрешения, но и предотвращения моральных конфликтов можно назвать:

· устранение противоречий как в самом праве, так и между правом и моралью.

· другой путь предупреждения и уменьшения конфликтов — разработка профессионально-этического кодекса, который бы конкретизировал моральные требования с учетом специфики правоохранительной деятельности.

· в качестве разумного выхода в подобных случаях может быть использована концепция иерархии социальных ценностей (в данном случае — моральных).

В соответствии с указанной концепцией руководствоваться следует общим правилом: на основе представления о добре и зле, правде и лжи и т.п. и предпочтение отдается ценности более высокого уровня. Оптимальным является соответствие в иерархии ценностей таких целей правовых норм, как раскрытие преступления, с одной стороны, и обеспечение личной свободы, прав и законных интересов человека — с другой.

Но если возникает необходимость выбора, то более высокой цен­ностью нужно признать свободу, права и законные интересы личности. Стремление защитить правопорядок противозаконными средствами противоречит самой сути правового порядка в общественного отноше­ниях и не достигает своей цели.

Проблема выбора ценностей в типовых ситуациях, характерных для каждой службы органов внутренних дел, относится к числу практически важных и недостаточно разработанных. Ясно лишь, что выбор ценностей должен производиться с учетом особенностей конкретной ситуации, всех ее нравственных оттенков, что каждый сотрудник должен уметь ориентироваться в системе объективных нравственных ценностей. Система ценностных ориентации относительно обязанностей и прав сотрудников органов внутренних дел, определяющая выбор и оценку поведения, в этике носит название нравственной ответственности. Именно нравственная ответственность превращает убеждения в мотивы поведения, ставит поведение под контроль собственного сознания, чести, достоинства, стыда, совести.

Совесть как форма моральной ответственности является мотивирующей силой человеческого поведения. Поэтому профессиональная совесть сотрудника органов внутренних дел, как ответственность перед самим собой, должна включать в себя такие структурные компоненты, как:

· субъективную убежденность в истинности установленных фактов;

· осознание доказанности, обоснованности своих субъективных выводов;

· осознание соответствия своего поведения в процессе принятия решения закону, нормам и принципам морали;

· убежденность в соответствии закону, нормам и принципам морали юридической оценки собранных доказательств и принятых на их основе решений.

Если совесть есть проявление нравственной самооценки, чувство и суждение о своем собственном поведении, то стыд как форма социального контроля имеет больше внешний характер («что скажут другие»).

Стыд и совесть — это нравственные механизмы индивидуального поведения, служащие источниками активности личности, побуждения к действию в строгом соответствии с законом во имя сочетания личных (профессиональных) и общественных интересов.

При совпадении правового и нравственного сознания обе формы не теряют своего самостоятельного значения, отражают один и тот же объект под различ­ным углом зрения: нравственное сознание — при помощи неписаных правил поведения и оценочных понятий добра и зла, справедливости и несправедли­вости, долга, совести, чести, а правосознание — в категориях законного и незаконного, прав и обязанностей и т.д. под определенным влиянием нравственного сознания.

Свобода морального выбора в деятельности сотрудников правоохранительных органов имеет ряд особенностей:

· принятие того или иного решения сотрудником во многом определяется нормативными актами (Закон РФ «О милиции», Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» и т.д.);

· неотъемлемой частью деятельности сотрудников правоохранительных органов является риск – действие, сопряженное с возможной опасностью для жизни и здоровья сотрудников;

· сотруднику правоохранительных органов часто приходится «взвешивать» общественную необходимость, выраженную в требованиях долга и личные планы, необходимость поиска меньшего зла.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Конфликты в деятельности юриста